Буало́ Никола́ (Boileau) (1636-1711), французский поэт, теоретик классицизма (трактат в стихах «Поэтическое искусство», 1674). Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII-XVIII вв. многих европейских стран, в том числе России.
* * *
БУАЛО Никола - БУАЛО́ (Boileau) Никола (1636-1711), французский поэт, теоретик классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) (поэтический трактат «Поэтическое искусство», 1674). Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу 17-18 вв. многих европейских стран, в т. ч. России.
* * *
БУАЛО́ (Буало-Депрео) (Boileau-Despreaux) Никола (1 ноября 1636, Париж - 13 марта 1711, там же), французский поэт и литературный критик.
Литератор и придворный
Буало был пятнадцатым ребенком в семье судейского чиновника, секретаря Большой палаты парламента, и рано осиротел, лишившись матери в 2-летнем возрасте. Он получил превосходное классическое образование в коллежах Аркур и Бове (1643-1652). В 1646 ему пришлось по настоянию родных принять сан, однако карьера священнослужителя его не привлекала, и он стал изучать право (1652-56).
К творчеству его приобщил брат Жиль, который сам был литератором. Благодаря полученному в 1657 наследству Буало оставил занятия юриспруденцией, целиком посвятив себя поэзии и литературной критике. Первыми его произведениями стали «Сатиры» (1-9, 1660-67; 10-12, 1693-1705), насыщенные злободневным материалом. В подражание Горацию (см. ГОРАЦИЙ) и Ювеналу (см. ЮВЕНАЛ) Буало бичевал общественные пороки, но при этом позволял себе довольно резкие выпады против фаворитов короля. Основным объектом его критических нападок были прециозные (см. ПРЕЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА) поэты и придворные литераторы, пользующиеся покровительством властей. Своих противников он называл по именам, не считаясь со светскими условностями своего времени. «Сатиры» сразу привлекли внимание публики: вскоре во Франции и Голландии появились пиратские издания, и тогда Буало сам опубликовал их, значительно смягчив нападки личного характера. Затем появилась серия стихотворных «Посланий» (1669-77), для которых также характерны были мятежный дух, язвительное остроумие и юношеская непочтительность по отношению к бездарным представителям старшего поколения. Буало в это время с особым пиететом относился к Мольеру (см. МОЛЬЕР): когда разразился спор из-за «Школы жен», он выступил в защиту комедиографа, а в 1664 посвятил ему свою вторую сатиру («Рифма и Разум»). Перу Буало принадлежит также одна из самых удачных бурлескных эпопей: в ироикомической поэме «Налой» (1674-83) подчеркнуто возвышенным стилем описывается ничтожный сюжет - ссора двух священников из-за того, куда поставить церковный столик.
В 1669 Буало был представлен ко двору и благосклонно принят королем. В 1674 он издал «Собрание сочинений», куда вошли «Сатиры» и некоторые из «Посланий». В этом же томе были впервые напечатаны «Поэтическое искусство» и перевод анонимного (обычно приписываемого Лонгину) греческого трактата «О возвышенном», который впоследствии стал одним из источников романтического бунта «против правил», якобы созданных Буало. В сфере личной карьеры Буало достиг максимального успеха, на который только мог рассчитывать человек его происхождения. Вместе со своим близким другом Расином (см. РАСИН Жан) он в 1677 получил почетную должность королевского историографа при дворе Людовика XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), после чего 15 лет воздерживался от всякого участия в литературной полемике. В 1684 он был избран - также по настоянию короля - во Французскую Академию (см. ФРАНЦУЗСКАЯ АКАДЕМИЯ).
Теоретик классицизма
Буало стал выступать как литературный критик уже в 1660-х годах: он написал рассуждение по поводу первой стихотворной новеллы Лафонтена (см. ЛАФОНТЕН Жан де) «Джоконда» (1665) и этюд «О сатире» (1668), а также создал язвительные стихотворные пародии - «Шаплен без парика» (1665) и «Герои из романов» (1666). «Поэтическое искусство», самое знаменитое произведение Буало, долгое время считалось учебником классических «правил», которым современники будто бы вынуждены были подчиняться. На самом деле Буало лишь обобщил то, что уже стало общепринятым в эстетике классицизма. При этом ему удалось создать подлинно художественное творение: его наставления заключены в изумительные по звучности и изяществу александрийские строфы. Для Буало ясность, правильность, четкость формы и стиля представляли ценность не сами по себе, а как способ очистить литературное произведение от всех погрешностей, мешающих читателю получить полноценное эстетическое впечатление. «Поэтическое искусство» состоит из четырех песен, тесно связанных между собой. В первой из них прославляется разум как источник прекрасного; вторая посвящена оценке различных лирических жанров - оды, элегии, сонета, баллады, эпиграммы, идиллии; третья - центральная - содержит характеристику драматических жанров и эпоса; в четвертой рассматриваются вопросы писательской этики и утверждается общественное значение литературы. Трактат Буало обращен к избранным - тем, кто обладает поэтическим даром. Но этим избранникам нужны советы и система, которая состоит из «вечных» категорий. Решительно защищая правдоподобие и противопоставляя его истине, Буало разделял со многими своими собратьями уверенность в том, что поэт должен прежде всего утверждать добро. Однако ему был чужд педантизм, присущий многим адептам доктрины, в частности Жану Шаплену (см. ШАПЛЕН Жан)
В 1685 Буало решил оставить Париж и купил дом в столичном пригороде Отейль, где стал вести жизнь затворника, принимая у себя лишь самых прославленных литераторов и богословов своего времени. В 1701 он подготовил к печати первое «Полное собрание сочинений», комментарии к которым писали его ученики и последователи. Именно их неумеренные похвалы и мелочные придирки способствовали возникновению мифов и ошибочных оценок, долго сопровождавших имя Буало. Большинство из созданных в Отейле произведений носит полемический характер. В январе 1687 Шарль Перро (см. ПЕРРО Шарль) прочел на заседании Французской Академии поэму, в которой провозглашалось превосходство «Века Людовика Великого» над греческой и римской античностью. В качестве ответа на эту и последующие попытки опорочить классическое наследие Буало выпустил «Критические размышления по поводу некоторых мест у ритора Лонгина» (1694), где с убийственной иронией привел факты, показывающие почти неправдоподобное невежество Перро. Считая женщин сторонницами «новых», он в том же году выпустил антифеминистскую сатиру «Против женщин». Во Франции слава Буало стала меркнуть в последние годы 18 века. Особо сильным нападкам он подвергся в период утверждения романтизма (см. РОМАНТИЗМ).